Попробуйте новый калькулятор расчета стоимости инженерных систем.

Теперь вы сможете сохранять свои расчеты

Опрос

Как вы относитесь к «зеленому» строительству?:

Монтаж и проектирование автоматизации и диспетчеризации

Напишите нам свой вопрос Посмотреть
Мы ответим на вашу заявку в течение часа.

В области автоматизации и диспетчеризации очень много путаной информации, которая не дает заказчику ответа на два простых вопрос : нужна ли диспетчеризация, и если нужна, сколько она стоит?

Мы постараемся ответить на эти вопросы максимально определенно.

Итак, система диспетчеризации – это система, которая позволяет с одного компьютера осуществлять наблюдение и управление инженерными системами здания.

Исходя из определения, мы понимаем, что результатом диспетчеризации является компьютер, на экране которого визуально отображается вся информация о работе инженерных систем, а оператор с помощью компьютерной мыши и клавиатуры может управлять ими. Кроме того, в компьютере сохраняется информация обо всей истории работы инженерных систем здания.

Диспетчерский компьютер. Подсистема управления оборудованием бассейна. Оборудование МЗТА

Вообще говоря, стремление вывести органы управления инженерными системами из далеких подсобных помещений в комнату службы эксплуатации было всегда. Если по всему здания разбросаны насосы, вентиляторы и т.п., то понятно желание управлять ими из одного или нескольких мест, т.е. осуществлять дистанционное управление.

Но раньше это осуществлялось не с помощью компьютера, а вручную. На стенах располагались многочисленные щиты с лампочками, которые подавали сигнал о неисправности того или иного рода, кнопками управления и т.п.

Система диспетчеризации – это просто новое поколение удаленного управления инженерными системами. Все осуществляется с одного компьютера, который к тому же сообщает об авариях, выдает рекомендации, сохраняет все в памяти и т.п.

Существует большая путаница в понятиях автоматизация и диспетчеризация зданий.  Зачастую приходится слышать, что «использование автоматизации и диспетчеризации зданий позволяет сэкономить до 40% эксплуатационных расходов».

В действительности, это совсем не так, потому что в данном случае идет речь не об экономии с помощью диспетчеризации, а экономии между зданием, оснащенным автоматизацией и зданием, не оснащенном никакой автоматизации вообще. Иначе говоря, сравнивается современное здание и здание 50-х годов, фактически не имеющее никакой автоматизации по контролю температуры воздуха, расхода воды и т.п.

Конечно,  если говорить о здании, которое не имеет автоматизации, то конечно в нем происходят колоссальные перерасходы энергии.

Если отопление не регулируется, если вентиляция не снижает расходы тепла ночью и т.п., то затраты на содержание такого здания будут высокие.

Так все же, какую экономию дает система диспетчеризации по сравнению со зданием, которое полностью автоматизировано, но не диспетчеризировано.

Диспетчеризация дает экономию 15-20% в год на обслуживании и эксплуатации.

Ключевой вопрос такой: какую экономию дает или не дает система диспетчеризации?

Давайте проведем грань между автоматизацией и диспетчеризацией.

Сейчас все здания оснащаются довольно мощной автоматизацией инженерных систем. Каждая вентиляционная установка имеет собственный шкаф автоматики, каждый кондиционер самостоятельно контролирует температуру, автоматика теплового пункта поддерживает заданную температуру воды и т.п. 

Т.е. все инженерные системы любого современного здания автоматизированы в полном объеме. Поэтому, вопроса о том, нужна ли автоматизация или нет никогда не стоит.

А вот относительно диспетчеризации вопрос открыт.

Диспетчеризация, по сути, это всего лишь расширение традиционной автоматики инженерных систем до уровня, когда все управление и мониторинг систем осуществляется с одного рабочего компьютера (или нескольких).

Т.е. диспетчеризация не добавляет существенных функций в работу самой автоматики инженерных систем. Не важно, есть диспетчеризация или нет, но, к примеру, вентиляционная установка в любом случае поддерживает заданную температуру приточного воздуха. Функция диспетчеризации позволяет только сделать наблюдение и управление этой вентиляционной установкой более удобной, наглядной и т.п. Компьютер напомнит о необходимости заменить фильтр, сообщит об аварии или предаварийной ситуации и т.п.

Именно расширенные возможности компьютераи позволяют говорить о существенной пользе системы диспетчеризации.

Компьютеризация позволяет получить следующие преимущества, а также сэкономить:

Снижение количества обслуживающего персонала на 15-20%. Нет необходимости выполнять постоянные обходы оборудования с целью контроля его работы, сравнение параметров ее работы с заданными и т.п. Все можно сделать за считанные секунды на диспетчерском компьютере в различных окнах программы. Представьте торговый центр площадью десятки тысяч квадратных метров, в котором  как минимум 50 вентустановок. Чтобы осмотреть их все необходимо потратить несколько часов, тогда как диспетчер может это сделать мгновенно.

Мгновенное оповещение о неисправности и аварийных ситуациях, а также быстрая диагностика неисправности систем. Если инженерные системы диспетчеризированны, то большинство типовых аварийных ситуаций диагностируются автоматически. К примеру, выход из строя насоса теплового пункта, поломка вентилятора приточной установки, падение давление в спринклерной системе и т.п.

Своевременная подача информации о необходимости выполнения сервисного обслуживания оборудования. К примеру, если сервисное обслуживание чиллера должно осуществляться раз в 500 часов, то компьютер заблаговременно сообщит об этом, что позволит не превысить необходимый межсервисный ресурс, а также позволит вовремя приобрести необходимые материалы. Компьютер может выдать список необходимых материалов для обслуживания всего оборудования в текущем месяце и т.д. и т.п. Компьютеризация позволяет внести больше планирования в работу инженерных служб.

Сбор и хранение всех параметров работы систем в течение всего периода эксплуатации. Сохранение «истории» жизни системдает важнейшие данные для анализа их работы, прогнозирования возможных поломок и т.п. Эти данные могут быть использованы бессчетным количеством способов:  определение проблемных помещений (к примеру, в которых система не может поддержать заданную температуру), решение споров с арендаторами (к примеру, если обсуждается вопрос скачков напряжения и т.п.), прогноз затрат на электроэнергию в следующем сезоне и т.п. и т.д.

Еще одно преимущество – это возможность контроля со стороны владельца здания качества работы самой службы эксплуатации. Согласитесь, для владельца было бы неприятной новостью, что из-за работы персонала спустя рукава, часть арендаторов не получают того уровня комфорта и безопасности, за который они заплатили.

Возможность удаленного управления и контроля системам из любой точки мира.

Итак, все преимущества системы диспетчеризации здания следуют из компьютеризации.

Из чего состоит система автоматизации и диспетчеризации

К средствам автоматизации мы относим:

Исполнительные механизмы, т.е. электромеханические устройства, которые изменяют параметры работы той или системы.

К ним мы относим:

  • Частотные преобразователи на двигателях вентиляторов, насосов, компрессоров и т.п., что позволяет менять расход воздуха, расход воды и т.д. и т.п.
  • Привода заслонок, задвижек и т.п., которые позволяет открыть/закрыть/изменить количество поступающей воды в калорифер, изменить количество воздуха, поступающего в конкретное помещение и т.п.

Датчики, т.е. своего рода измерительные приборы. Они позволяют определять температуру воздуха в помещениях, температуру воды, расход воды, количество углекислого газа, засоренность фильтров и т.п.  Система автоматизации работает на основе данных, которые собирают десятки и сотни датчиков во всем здании.

Силовое оборудование – электрические шкафы.

Поскольку сигналы, которые подает система автоматики слаботочные, требуются устройства, которые отреагируют на слабый импульс от автоматики и запустят тяжелое оборудование. Например, каждый компрессор большой холодильной машины может потреблять 50 кВт электричества, поэтому требуется силовая автоматика (пускатели, реле и т.п.), которая запустит агрегат от слаботочного сигнала.

Контроллеры.

Фактически – это процессоры компьютера. Все, что делает контроллер, это получает данные от датчиков, сравнивает их с требуемыми параметрами, которые задал человек (скажем, требуемую температуру воздуха в помещении), и вырабатывает сигналы на открытие/закрытие/изменение положение исполнительных механизмов. После этого, скажем, температура воздуха достигла заданной температуры, датчик «сообщил» контроллеру, что все в порядке, контроллер дал команду исполнительному механизму «застыть» в заданном положении.

Большинство контроллеров могут работать по определенному расписанию, календарю и т.п. Они могут получать данные от датчиков движения, датчиков углекислого газа, учитывать температуру на улице, день недели и т.п.

Обычно один контроллер управляет одним или нескольким агрегатом. Например каждая вентиляционная установка имеет свой контроллер, каждый наружный блок системы кондиционирования и т.д.

Таким стандартным набором оборудования обладает любая хоть сколько-нибудь современная автоматика.

Как вы видите, пока мы ничего не говорим о диспетчеризации,  но очевидно, что даже обычная, стандартная автоматизация, может выполнить всю необходимую работу – поддержать заданные параметры, экономить электроэнергию и т.п.

Теперь посмотрим, что добавляется к этому набору оборудования, если мы хотим получить здание, оснащенное системой диспетчеризации.

По сути, диспетчеризация, это апгрейд (модернизация) традиционной автоматики до уровня, когда все управление может осуществляться не вручную с десятков контроллеров, а с одного компьютера.

Для этого, по сути, все, что нужно сделать, это данные от всех контроллеров передать на компьютер, в котором эти данные будут сохранены и обработаны, и с которого оператор может внести изменения в работу каждого контроллера. Контроллеры и компьютеру соединены с помощью шин. Для того, чтобы компьютер и контроллер «поняли» друг друга требуется определенный протокол.

Раньше производители стремились использовать «закрытые» протоколы, т.е. язык, который был написан под конкретное оборудование. Это заставляло навсегда привязываться к конкретному производителю оборудования.

Сейчас производители договорились максимально унифицировать оборудование, чтобы в одном здании могли ужиться контроллеры различных компаний. Самые популярные протоколы: Lon, BacNet и др.

Итак, автоматизация зданиям может быть превращена в диспетчеризированную автоматику, если будет установлено:

  • шины
  • сетевое оборудование
  • компьютер с программой.

Эти три пункта и составляют диспетчеризацию.

Не любую автоматику можно диспетчеризировать

Для понимания предмета читателем мы несколько упростили описание системы автоматизации, и возможно, у вас сложилось мнение, что любую старую автоматику, в которой есть контроллеры можно диспетчеризировать.

Это не совсем так.

В системе автоматизации каждой инженерной системы должны применяться контроллеры, которые имеют функцию «адаптированы для диспетчеризации». Иначе говоря, они имеют дополнительный модуль для возможности диспетчеризации.

Возможно, это звучит внушительно, но на самом деле обычный свободно программируемый контроллер и контроллер с модулем диспетчеризации отличаются по стоимости не очень существенно. К примеру, если стандартная автоматика чиллера стоит 3 000 EUR, то модуль расширения обойдется еще в 650-700 EUR.

Стоимость автоматизации и диспетчеризации

Рассмотрим пример системы автоматизации и диспетчеризации офисного здания класса «А».

Описание: здание 7 000 кв.м. с подземной стоянкой. Здание оснащено всеми современными инженерными системами: вентиляция, кондиционирование, водяное отопление, индивидуальный тепловой пункт, водяное пожаротушение, пожарная и охранная сигнализация, контроль доступа, локальная вычислительная сеть, электроснабжение, резервный источник питания и т.п.

Стоимость автоматизации и диспетчеризации офисного здания

Наименование Стоимость, USD Описание

Автоматизация всех инженерных систем

450 000 USD

Входят все датчики, контроллеры всех систем, приводы и т.п., включая монтаж и пуско-наладку

Диспетчеризация

150 000 USD

Шины, сетевое оборудование, сервер, программное обеспечение, программирование,  и пуско-наладка

Средняя стоимость диспетчеризации за кв.м.

Наименование Стоимость, USD/кв.м.

Автоматизация всех инженерных систем

60-70 USD/кв.м.

Диспетчеризация

20-30  USD/кв.м.

Стоимость вы можете рассчитать на нашем  калькуляторе http://gruppatt.ru/node/274

 


Евгений Волынкин Заместитель коммерческого директора

«Диспетчеризация актуальна для любых больших зданий…»